Русский

С 02.10.2023 официальный сайт Администрации города расположен по https://ulmeria.gosuslugi.ru
Ресурс www.ulmeria.ru (www.ульяновск.рф) является архивной версией

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Железнодорожный район

Железнодорожный район г. Ульяновска образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.06.1954 года (выделен из Сталинского ныне Засвияжского района). Руководство и контроль за хозяйственной, социальной, культурной, торговой жизнью района, благоустроительными работами осуществлял исполнительный комитет Железнодорожного района Совета депутатов трудящихся. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1958 года произошла ликвидация района. Район был вновь образован в других границах в 1966 году (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Железнодорожного района в г. Ульяновске Ульяновской области» от 07.01.1966года). С образованием района начинает действовать исполком Железнодорожного районного Совета депутатов трудящихся, который был распущен Постановлением Главы администрации Железнодорожного района города Ульяновска в 1992 году («Об исполнительном комитете районного Совета народных депутатов» № 10 от 29.01.1992). Преемником явилась администрация Железнодорожного района, выполняющая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в российской Федерации» исполнительно-распорядительные функции. В 2006 году в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом муниципального образования "Город Ульяновск" Ульяновской Городской Думой было принято Решение «Об учреждении территориальных органов мэрии» (N 89от 24 мая 2006г) и утверждено Положение об администрации Железнодорожного района. В полномочия администрации входит решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области на территории Железнодорожного района. Главы района:В январе 1992 года был назначен первый глава администрации района Константин Тихонов. В сентябре 1999 года, с уходом Константина Тихонова на пенсию, главой администрации района назначается Александр  Фролов. С 2003 года по 2005 год администрацию района возглавлял Вячеслав  Лопухов. С декабря 2005 года по июнь 2006 года районом руководил Анатолий  Еленкин.В июне 2006 года главой Железнодорожного района назначен Александр  Олейник.С апреля 2009 года Главой администрации района был Александр  Башкарев. С июня 2010 года Главой администрации района работал Виктор  Воронков. С ноября 2012 года  исполняющим обязанности Главы администрации района назначен Владимир Трофимов.С мая 2020 года исполняющим обязанности заместителя Главы города - Главы администрации Железнодорожного района назначен Алексей Онищенко.
География: 
На карте Ульяновска трудно не заметить самый южный городской район – Железнодорожный. С востока и запада границы его обозначены Волжским водохранилищем и рекой Свиягой. А протяженность – от улицы Минаева и волжского моста до поселка Плодовый.
История: 

На карте муниципального образования «город Ульяновск» самый южный район города – Железнодорожный. С востока и запада границы его обозначены Волжским водохранилищем и рекой Свиягой. А протяженность – от улицы Минаева и автомобильно-железнодорожного моста через реку Волга до поселка Плодовый. Южные окраины района традиционно называют «Киндяковка».

          Общая площадь района – 74 кв. км. Численность населения по состоянию на 01.01.2021 – 84 415 человек.

           В состав района входят следующие населенные пункты пригородной зоны:

- пос. Пригородный                       2 257 чел.

- пос. им. Карамзина                      1 089 чел.

- с.Белый Ключ                              2 296 чел.

- ст. Белый Ключ                              100 чел.

- пос. Плодовый                                944 чел.

- пос. Загородный                             234 чел.

- пос.Лесничества Белый ключ         35 чел.

- с.Луговое                                      1 588 чел.

 - с.Анненково                                   216 чел.

 - разъезд Анненково                            9 чел.

- д.Кувшиновка                                 458 чел.

- ж/д Казарма 880 км-                           0 чел.

         В конце 19 века по территории нынешнего района пролегла первая железная дорога. Из-под волжского косогора при помощи мужицкой и конной тяги вытащили первый паровоз и поставили его на рельсы. Параллельно, с прокладкой железной дороги, строились паровозное и вагонное депо, основывались первые путевые подразделения, в 1898 году построено первое деревянное здание железнодорожного вокзала станции Киндяковка. В это же время было построено каменное здание главного железнодорожного вокзала, которое теперь называется Ульяновск – 1. Земли и территории вокруг станционных сооружений постепенно стали обживаться: появились первые дома железнодорожников.

       Самым большим поселением на территории района был поселок Винновка, ныне один из микрорайонов Железнодорожного района. Он был основан в начале 18 века на земле, пожалованной в 1703 году канцеляристу Ивану Исаевичу Киндякову. Деревня, ставшая родовым имением дворян Киндяковых, располагалась по правую сторону Винного оврага. В конце 18 века в ней насчитывалось 250 крестьян и 45 дворов, в середине 19 века – соответственно 380 и 44. Крестьяне в основном выращивали овощи, фрукты, зерновые культуры, имелись большие крольчатники. Усадьба Киндяковых в Винновке была одним из центров культурной жизни Симбирска. По преданию, она описана в романе И. А. Гончарова «Обрыв». При усадьбе было три пруда, две водяные и ветряная мельницы, оранжерея и большой сад, роща, которую украшала 18-метровая каменная часовня на левой стороне Винного оврага, где собирались члены симбирской масонской ложи «Золотой Венец». В конце 19 - начале 20 века в Винновке находилась усадьба последней представительницы рода Киндяковых, подданной Великобритании, Екатерины Максимилиановны Перси-Френч. В 1912 году, к столетию со дня рождения писателя, Е. М. Перси-Френч на свои средства установила на волжском обрыве беседку-памятник И. А. Гончарову.

       Интересна история микрорайона Туть. Название свое он получил в 17 веке, когда здесь по указу царя Алексея Михайловича заложили тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шелка. Тутовый сад просуществовал недолго, от морозов он погиб. В начале 19 века на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть.

      В годы Великой Отечественной войны на территории района разместил свои цеха и склады моторный завод, который прямо «с колес» начал выпускать продукцию для фронта – в том числе и грузовые автомобили. В народе их называли «полуторками». Памятник одному из них установлен на постаменте у главной проходной завода.

       В начале пятидесятых годов прошлого столетия в южной части тогда еще Сталинского района был заложен фундамент под строительство кожевенно-обувного комбината. Параллельно велось строительство двух- и трехэтажных домов будущего поселка для рабочих комбината, которые в это время в разных городах Советского Союза обучались мастерству выделки высококачественной кожи и пошива из нее обуви и кожгалантереи.

Здесь же, недалеко от строящегося кожкомбината, возводились корпуса трикотажной фабрики имени КИМ (Ульяновская трикотажная фабрика «Русь»), мебельного комбината, позже – кондитерской фабрики «Волжанка» и молочного завода.

         Улучшали свои жилищные условия работники железной дороги. На улицу Державина, в дома улучшенной планировки, из деревянных довоенных и дореволюционных бараков переезжали семьи специалистов и рабочих. Но «сталинки» постепенно передавали свою эстафету более комфортабельным «хрущевкам». В начале шестидесятых годов уже забивались сваи под фундамент кирпичных пятиэтажек на проспекте Гая, улице Луначарского, улице Хрустальная. «На пятки» кирпичным домам «наступали» новые крупнопанельные. Их строительство велось по проспекту Гая, улицам Хрустальная, Кольцевая, Клубная и Центральная (ныне Варейкиса). Эти дома возводились во много крат быстрее по времени, и очередники скоро получали квартиры. Параллельно с жильем велось интенсивное строительство объектов социально-культурного назначения. Один за другим сдавались в эксплуатацию детские сады и школы, торжественно был открыт крупнейший в городе и единственный в Железнодорожном районе кинотеатр «Современник», который в ходе строительства был объявлен комсомольско-молодежной стройкой.

       К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина деревянный вокзал станции Киндяковка ушел в историю района и города. На его месте был возведен новый, современный, с большой пропускной способностью пассажиров, железнодорожный вокзал «Ульяновск-Центральный». Примерно в это же время начал свое развитие и нынешний парк культуры и отдыха «Винновская роща». Винновская роща - природный лесопарк имени И. А. Гончарова, представляет собой сохранившийся участок некогда обширных нагорных дубрав. А 24 июня 1966 года был открыт сам парк с сегодняшним названием. Парк остается самым ухоженным и посещаемым местом отдыха в Железнодорожном районе, здесь проводятся все мероприятия, национальные и государственные праздники.

     В январе 1966 года был образован Железнодорожный район со всеми сферами управления: райкомом партии, райисполкомом, судом, прокуратурой, ЗАГСом, районной милицией, коммунальными службами… 

          К середине семидесятых годов застройка микрорайонов была завершена. Но с пуском новых промышленных предприятий и расширением производства старых - требовалось жильё. Проектировщики разработали план строительства нового микрорайона и, буквально через короткое время, жилые панельные высотки стали вырастать на пустыре по четной стороне улицы Варейкиса. В центре нового квартала была построена общеобразовательная школа, несколько детских садов, комплекс молодежных общежитий по проезду Героя России Аверьянова, поликлиника, магазины. В сентябре 1986 года на площади у кинотеатра «Современник» был открыт памятник начальнику 1-ой сводной Симбирской Железной дивизии Гаю Дмитриевичу Гаю (Бжишкян). Проспект – центральная магистраль района - носит его имя. В конце восьмидесятых годов большая площадь за кинотеатром, ранее распланированная под парковую зону, была отдана моторному заводу под строительство жилого микрорайона.

         Первого ноября 1991 года вышел в свет первый номер газеты Железнодорожного района «Районные вести».

    В январе 1992 года на основании Указа Президента РСФСР «О назначении глав администраций городов, областных и краевых центров РСФСР» и постановлении мэра города Ульяновска был назначен первый глава администрации района Константин Иванович Тихонов. Администрацию района возглавляли – Константин Иванович Тихонов (1992-1999), Александр Витальевич Фролов (2000-2003)Вячеслав Николаевич Лопухов (2003-2005), Анатолий Георгиевич Еленкин (декабрь 2005 - июнь 2006),  Александр Михайлович Олейник (июнь 2006 -  апрель 2009г), Александр Васильевич Башкарёв (с апреля 2009 года по июнь 2010 года), Виктор Павлович Воронков (с июня 2010 года по ноябрь 2012 года),  Владимир Иванович Трофимов (с ноября 2012 года по май 2020 года), в настоящее время Алексей Валерьевич Онищенко.

        С начала 1993 года район начал подготовку к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Первым звеном в подготовке стало открытие памятника односельчанам в поселке Анненково. Спустя два года открылись памятники в поселках Винновка и Плодовый. На их мемориальных досках выбиты 142 фамилии земляков-односельчан, не вернувшихся с полей сражений Второй мировой войны. Интересный факт: памятник в Винновке установлен на месте, где в годы войны размещался областной сборный пункт отправки на фронт.

        Год 1997-й. В День Победы в районе, в сквере 50-летия СССР был заложен памятник-часовня имени Святого Георгия Победоносца. А 11 ноября 1997 года монумент был торжественно открыт. На мраморных плитах памятника-часовни выбито более 1 300 имен тех, кто ушел из Железнодорожного района на Великую Отечественную, Афганскую и Чеченскую войны и не вернулся. Часовня стала центром духовно-патриотического возрождения района, около неё священнослужители ежегодно совершают благодарственные молебны 9 мая, проходят торжественные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, с участием воинов Ульяновского гарнизона, ветеранов войны и труда, учащихся школ, работников предприятий.

С декабря 2017 года сквер носит название сквер 60-летия Великой Победы.

    История Железнодорожного района связана не только с деревней Винновка и установленной там знаменитой гончаровской беседкой, железной дорогой и легендарной Железной дивизией. В историю района вошли его богатства – родники. Их множество. Самые популярные - Лоточек и Сахарный, что бьют из-под земли на территории парка «Винновская роща». Известен также родник, расположенный неподалеку от поселка имени Н. М. Карамзина, вода которого считается самой чистой в городе. А в середине девяностых годов на территории санатория-профилактория «Автомобилист» была пробурена 120-метровая скважина, из которой в лечебное учреждение и в построенную питьевую галерею поступала лечебная, насыщенная сероводородом, вода. Местные жители называли ее местным «Боржоми». Сейчас галерея закрыта.

        В 1998 году в районе открывается крупнейший областной диализный центр. По своей оснащенности современным оборудованием он считается вторым в России и становится базовым для методической работы врачей города, области и России. В областной клинической больнице открывается отделение кардиохирургии.

   В это же время начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея психиатрической больницы имени Н. М. Карамзина. К юбилею лечебного заведения выпускается книга местного краеведа и учителя поселковой школы Михаила Телегина «Дорога длиною в столетие».

       Январь 1998 года. Губернатор Ульяновской области Юрий Горячев вручает грамоты и удостоверения о занесении в Золотую Книгу Почета и присвоении звания «Почетный гражданин Ульяновской области». Этого высокого звания удостоен и глава администрации Железнодорожного района Константин Иванович Тихонов.

В этом же 1998 году отмечается 80-летие комсомола, в районе создается Комитет по делам молодежи, возглавляет его Александр Денисов, под эгидой Комитета создаются первички на предприятиях района, в учебных заведениях. Со станции Ульяновск-Центральный в районы области отправляется агитационный молодежный поезд. На его «борту» ветераны-комсомольцы, молодые участники акции. Они везут Обращение к молодежи области об организационном объединении, взяв за основу все лучшее, что оставил в наследство комсомол.

      В дни зимних школьных каникул 2000 года, впервые в истории Железнодорожного района, на ледовом стадионе школы-интерната глухих детей стартуют первые школьные зимние Олимпийские игры. Олимпийский огонь, зажженный от Вечного огня на Площади 30-летия Победы, по улицам города и района пронес спортсмен-марафонец Василий Розанов, он же зажигает и факел Олимпиады. Победителем игр стала команда 30 средней школы. Команде вручен переходящий кубок мэра города Ульяновска. Все участники игр награждены памятными олимпийскими медалями и призами.

      В истории района много знаменательных дат. 30 июня 2004 года мощный автокран водрузил позолоченный купол с крестом на здание храма во имя Иоанна Предтечи, который был построен на пожертвования меценатов и жителей района на углу улиц Кольцевая и Хрустальная. В 2006 году здесь, рядом, начато строительство первой в городе Ульяновске Православной гимназии, рассчитанной на полный курс школьного обучения. В 2005, на территории Областной клинической больницы №1 зазолотились купола церкви в честь Святых врачей-бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.

     В 2021 году отметит своё 20-летие Театр Юного Зрителя «NEBOLSHOY ТЕАТР», разместившийся в отреставрированном здании кинотеатра «Родина» на улице Пушкинская.  Театр рассчитан на 180 посадочных мест, световое оборудование дает цветовую гамму в 16 миллионов цветов. Ульяновский Театр Юного Зрителя  был создан 13 ноября 2001 года. Коллектив хорошо известен в российском театральном пространстве, неоднократно принимал участие в престижных всероссийских и международных фестивалях от Якутска до Крыма, где был удостоен наград и дипломов. На протяжении многих лет особое место в деятельности учреждения уделено реализации социокультурных проектов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. С 2017 года театр активно участвует в проекте партии «Единая Россия» «Культура малой родины».  В августе 2019 года с триумфом прошли гастроли в Германии и Чехии. В 2019 году театр принял участие во всероссийском фестивале театрального искусства для детей “Сказочное королевство” в Севастополе. На конкурс представили постановку “Мама, папа, братья Гримм”. Артисты NEBOLSHOГО вернулись домой с тремя дипломами: за лучший спектакль, лучшее пластическое решение и лучшую мужскую роль – её исполнил Александр Сухомлинов. В 2021 году начнется реконструкция ТЮЗ. Модернизация объекта будет проводиться в рамках национального проекта «Культура», утвержденного Президентом России Владимиром Путиным. «Общая стоимость реконструкции театра составляет порядка 510 млн рублей. Договоренность о поддержке средствами из федерального бюджета была достигнута осенью 2020 года во время рабочей встречи Губернатора Сергея Морозова с заместителем Министра культуры Российской Федерации Ольгой Яриловой.

     Старый железнодорожный вокзал является знаковым для Железнодорожного района местом. В годы Великой Отечественной войны отсюда поезда увозили бойцов на поля сражений – и это символизирует первый памятный знак «Дороги войны», установленный в 2018 году в виде вагона-теплушки. В таких вагонах ульяновцы следовали на фронт, в них привозили раненых и снова возвращали в строй.  Поэтому второй памятный знак «Дороги Великой Победы», установленный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,  выполнен в виде паровоза Победы - локомотива мира, радости и светлой памяти о защитниках Родины. В память об участниках войны – железнодорожниках – рядом с вокзалом разбит сквер и высажена аллея из 75 кустов сирени, посвященная проводникам железной дороги Александре Васильевой и Надежде Ибрагимовой.

Район по праву называется Железнодорожным. Через него проходит важная железнодорожная магистраль Куйбышевской железной дороги. В районе находятся: ж/д вокзал Ульяновск-Центральный, ж/д вокзал Ульяновск-1, ж/д станция Ульяновск-2, ж/д станция Белый Ключ, Императорский мост. Кроме этого в районе находится пассажирский Ульяновский речной порт и грузовой порт, Центральный городской пляж.

Основными отраслями экономики района являются: машиностроение, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля.

         Согласно регистру Росстата в районе зарегистрировано 4 617 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 1 698 организаций, занятых в сфере торговли, ремонта, общественного питания и бытового обслуживания, 283 обрабатывающих производства, 449 строительных организаций, 680 предприятий транспорта и связи и другие организации.

          На территории района зарегистрировано крупное торговое предприятие - АО «Гулливер».

         Наиболее крупными промышленными предприятиями являются АО «Ульяновский моторный завод», ООО «Кондитер­ская фабрика «Волжанка», ОП ООО «Завод «Трехсосенский», Ульяновская трикотажная фабрика «Русь», ООО «Ульяновскхлебпром».

Такие строительные организации, как: ООО «СЗ Смарт-Инвест», ООО «СЗ «Ульяновскмебель», ООО «Магма-Симбирск», ООО «СЗ Премьера» вносят разнообразие во внешний облик Железнодорожного района.

Медицинское обслуживание в районе осуществляют 20 областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Их структурными подразделениями являются: стационары, поликлиники, в пригородной зоне -  врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. Работают 2 офиса врача общей практики.

В районе работает 45 учреждений образования. Среди них общеобразовательных школ – 13,  в т.ч.: 2 лицея, 1 гимназия, 1 вечерняя школа. Также имеются 2 специальные коррекционные школы, 1 основная школа в  с. Луговое (9-летнее образование).

Среднее специальное образование получают в Областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта». Действуют 3 учреждения дополнительного образования, 4 ДЮСШ и 2 Клуб бокса.

На территории района находится Ульяновский государственный университет.  Ульяновский государственный университет является самым молодым вузом Ульяновска. Его история началась в феврале 1988 года с принятия Постановления Совета Министров СССР об открытии в Ульяновске первого в истории филиала МГУ им. Ломоносова. Ульяновский госуниверситет является одним из ведущих вузов Поволжья, разрабатывающим сразу несколько проектов в сфере высоких технологий.

        Жилой фонд Железнодорожного района состоит из 640 многоквартирных домов и 5850 домов частного сектора. Многоквартирные жилые дома находятся на обслуживании 25 управляющих  компаний. В управлении 61 ТСЖ, ЖСК, ТСН находится 68 многоквартирных  домов.   Сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляется региональными операторами ООО «Контракт плюс», ООО «Горкомхоз».

        В  районе организована работа 14 ТОС. Одним из приоритетных направлений деятельности ТОС на сегодняшний день является благоустройство, которое ведётся в каждом из ТОС.

      Для жителей Железнодорожного района на территории расположены 95 спортивных сооружений: из них стадионы – 4, плоскостные спортивные сооружения – 87, бассейны – 2, спортивные залы – 36, лыжные базы – 1, тиры – 1.

         В январе 2021 года район отметил свое 55-летие.

         История района продолжается…


Контакты
Ulyanovsk town hall,
432000, Russia,
The Ulyanovsk city,
Kuznetzova street, 7
Факс: 
(8 8422)
 
41-46-42
Телефон: 
(8 8422)
 
73-75-80
Актуально
Полезная информация